Вся история Церкви — это история свидетельства о Божией правде, которая не ограничилась словесным свидетельством и свидетельством жизни, но которая включала в себя и свидетельство смертью. Именно это свидетельство мы называем мученичеством.
Святейший Патриарх Кирилл
Новости > Новинки каталога > Прославленные во святых участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.

Прославленные во святых участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.

2017_1024_S_350
В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга «Прославленные во святых участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: К 100-летию Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества».

В книге приводятся краткие исторические справки о жизни и подвигах прославленных во святых — архиереев, священников и мирян — участников Поместного Собора 1917–1918 гг. Каждый текст сопровождается фотографией или рисованным портретом святого.  

Издание открывает слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В книгу также включено определение Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 26) о включении в богослужебный месяцеслов соборной памяти Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

Книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви. ИС Р17-714-0581.



Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА  

В XX в. наша Церковь была подвергнута тягчайшим испытаниям. То были сложности и во внутреннем устроении, и неслыханные гонения на ее верных чад. Однако, как сказал в 1920 г. при наречении во епископа сщмч. Иларион (Троицкий), «Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровью новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят». Еще впереди были многие десятилетия гонений, но наши новомученики и исповедники подвигом стояния за веру засвидетельствовали непреложность обетования Спасителя: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). И в этом смысле прошлое нашей Церкви является священным и заслуживает благоговейного и трепетного отношения.

В незлобии и молитве за врагов восходили на свою голгофу многие наши подвижники минувшего столетия. Их жития — это драгоценный урок для людей любой эпохи, ибо они дают ключ к пониманию того, как земной путь человека, верного Спасителю, сопрягается с вечностью. Новомученики убедительно свидетельствуют нашим современникам, что не только в прошлом, но и сегодня Христос есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

По Промыслу Божию начало гонений совпало с началом работы Всероссийского Поместного Собора. В момент всеобщего потрясения, ровно сто лет назад, собрались лучшие представители Церкви Русской: архиереи, священнослужители, монашествующие и миряне, чтобы впервые за более чем двести лет соборным разумом попытаться осмыслить происходящее со страной, народом и Церковью. После изменения государственного строя, когда в России пала монархия, люди с особенно острым чувством восприняли идею восстановления Патриаршества. Ведь церковное сознание не могло смириться с тем, что в определенный момент истории государственная власть узурпировала власть церковную и подчинила Церковь себе. Хотя власть была православная и многое делала для Церкви, для православного просвещения, Церковь, тем не менее, утратила всякую возможность обращаться к людям напрямую по вопросам, связанным с жизнью страны, общества, государства. От имени Церкви говорил глава государства, но в моменты потрясений голос государя многие перестали слушать. В то же время и Церковь не имела возможности официально высказаться и подвергнуть духовному анализу происходящее в стране. Были замечательные пастыри, подобные прав. Иоанну Кронштадтскому, которые громко говорили о том, что происходит, но его голос связывался с личностью и никогда не воспринимался как голос Церкви. А Церковь, принужденная молчать, не могла в самый критический момент истории мобилизовать людей, сказать им правду, потому что не было того, кто бы эту правду выразил.

Русская Церковь была самой большой количественно, самой сильной из всех Поместных Церквей. Она была покровительницей Православия на Ближнем Востоке. Все взирали на Русскую Церковь как на оплот; так некогда взирали на Византию. Однако если в Церквах, которые с надеждой смотрели на Россию, были свои Патриархи, то в Русской Церкви такого возглавления не было, и многие потрясения, которые происходили в течение двухсот лет, люди нередко связывали, в том числе, с отсутствием у Церкви возможности нести свое, независимое от власти, пророческое слово. Вот почему Поместный Собор первой своей задачей поставил восстановление Патриаршества, восстановление законной канонической власти. Как всегда бывает при обсуждении столь судьбоносных вопросов, были противники и восстановления Патриаршества, и освобождения Церкви от государственного контроля. Разные голоса раздавались, но непреклонной оказалась воля Собора, и он избрал свт. Тихона Патриархом Московским и всея России. Многие другие важные деяния совершил Собор. Какие-то из них стали претворяться в жизнь, но последовавшие гонения на Церковь помешали осуществить решения Поместного Собора 1917–1918 гг. С тех пор прошло сто лет. Собор действовал в другой стране, в совершенно иных условиях. Многие из соборных решений, естественно, утратили свою актуальность и не могут применяться в современной жизни. Но есть и такие, которые, с поправками на время, не просто осуществляются сегодня, но уже приносят великую пользу.

Собор 1917–1918 гг. был подготовлен Предсоборным присутствием — с широким обсуждением тематики Собора, в которое были вовлечены и духовные школы, и отдельные выдающиеся мыслители, и духовенство, и народ. Ныне действует преемник Предсоборного присутствия — Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви, благодаря чему вся Полнота Церкви может участвовать в формировании церковной позиции по самым важным вопросам современности — богословским, церковным, церковно-практическим и многим другим.

Есть и еще нечто важное, что было почерпнуто из деяний Собора 1917–1918 гг. Сегодня в соответствии с его решениями по всей стране созданы митрополии, то есть восстановлен древний способ управления Церковью, когда за духовную жизнь в регионе отвечает митрополит, который одновременно является архиепископом главного города. При этом на территории региона существуют еще епископии — две, три, четыре, пять, в зависимости от региона, и все архиереи совместно заботятся об укреплении церковной жизни в нашей стране. Эта новая, а в действительности рожденная Собором 1917–1918 гг. система управления Церковью сегодня приносит благодатные результаты: в провинции возрождаются храмы и монастыри, вокруг правящего архиерея создаются духовно-интеллектуальные центры, интеллигенция и духовенство совместно размышляют о судьбах своего края, страны, Церкви. Все это, несомненно, помогает нам, по милости Божией, отвечать — может быть, не так ярко и сильно, как хотелось бы, — на вопрошания мира сего, на вызовы, которые обращает в адрес Церкви мир сей, далекий от Бога.

Собор 1917–1918 гг. был поистине историческим, и тот факт, что именно этот Собор призвал к служению Патриарха Тихона, исповедника, свидетельствует о том, как действенно рука Божия вела отцов Собора. Сторонний наблюдатель может усомниться, ведь многие, если не большинство членов Собора, были репрессированы, епископат расстрелян, уничтожен, как и прочее духовенство. Что же смог сделать Собор? Злая человеческая воля все уничтожила? Мы отвечаем: нет! И если мы в XXI в., сто лет спустя, прославляем этот Собор, если, с благодарностью вспоминая его деяния, идеи, замечательные мысли, мы говорим о нашей современной жизни, значит, он был не напрасно. Имена тех, кто гнал Собор, за исключением самых страшных злодеев, забыты, а имена участников Собора мы помним. Сегодня мы обращаемся к ним как к святым заступникам Церкви нашей и верим, что их молитвенная поддержка во многом помогает нам идти тем путем, о котором мечтали отцы Собора.

Мудр тот, кто умеет опыт исторический применять в своей собственной жизни. И дай Бог, чтобы трагедия, которая произошла с нашей Церковью, обогатила нас опытом, отталкиваясь от которого мы сегодня могли бы консолидированно, соборно, мирно преодолевать те трудности, которые реально существуют и в жизни Церкви, и в жизни нашего народа, стараясь укреплять… единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).    

Из выступлений
на конференции «100-летие начала эпохи гонений
на Русскую Православную Церковь»
16 июня 2017 г.
и в день 100-летия открытия
Священного Собора 1917–1918 гг.
28 августа 2017 г.    



Содержание   

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ...2 
Поместный Собор 1917–1918 гг. и его значение для Русской Православной Церкви …7 
От Издательства …12 
Из журнала № 26 заседания Священного Синода от 4 мая 2017 г. ...16 
Прославленные во святых участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. ...19 
Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России, исповедник ...21 
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский ...25 
Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский ...28 
Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский ...31 
Священномученик Гермоген (Долганёв), епископ Тобольский ...33 
Священномученик Ефрем (Кузнецов), епископ Селенгинский ...35 
Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский ...37 
Преподобномученик Варлаам (Коноплёв), Белогорский, архимандрит ...38 
Преподобномученик Матфей (Померанцев), архимандрит ...40 
Мученик Алексий Зверев ...41 
Мученик Николай Варжанский ...42 
Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский ...44 
Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский ...46 
Священномученик Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский ...47 
Священномученик Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский ...49 
Священномученик Симон (Шлеёв), епископ Уфимский ...51 
Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский ...53 
Преподобномученик Сергий (Шеин), архимандрит ...56 
Преподобный Алексий (Соловьев) Зосимовский, иеросхимонах ...57 
Святитель Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский, исповедник ...58 
Преподобномученик Вениамин (Кононов), архимандрит ...60 
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский ...62 
Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский ...65 
Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский ...66 
Святой Василий Малахов, пресвитер, исповедник ...68 
Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер ...70 
Священномученик Константин Богословский, протоиерей ...72 
Священномученик Евгений (Зернов), митрополит Горьковский ...74 
Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола ...76 
Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский ...81 
Священномученик Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский ...84 
Священномученик Илия Громогласов, протоиерей ...87 
Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский ...90 
Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский ...92 
Преподобномученик Кронид (Любимов), архимандрит .... 94 
Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский ...96 
Священномученик Сергий Голощапов, протоиерей ...102 
Преподобномученик Исаакий (Бобраков), Оптинский, архимандрит ...104 
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский ...105 
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский ...108 
Мученик Иоанн Попов ...109 
Священномученик Иоанн Артоболевский, протоиерей ...112 
Священномученик Михаил Околович, протоиерей ...114 
Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской ...116 
Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник ...118 
Святой Петр Чельцов, пресвитер, исповедник ...122  




Купить книгу: Прославленные во святых участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: К 100-летию Всероссийского Церковного Собора и восстановления Патриаршества. (Интернет-Магазин)





« Назад
x
Оставить заявку
Имя
Фамилия
Email
Сообщение